УТВЕРЖДАЮ: | ||
Директор МОУ «Ледовская средняя общеобразовательная школа» | ||
В.А. Марухин | ||
«____»______________2005 года |
Содержание
I. Основные направления Программы развития:
II. Сущностные характеристики Программы:
III. Концепция развития.
IV. Информационная справка о школе. Самоанализ.
V. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса школы.
VI. Основные направления развития по ступеням образования
VII. План действий по реализации Программы.
VIII. Ресурсное обеспечение выполнения Программы.
IX. Управление процессом реализации Программы
X. Организация и контроль за выполнением Программы.
1.Основные направления Программы развития:
- Создание концепции развития школы на базе принципов личностно-ориентированного обучения, воспитания и развития.
- Изменение содержания образования - включение в учебный план новых предметов, программ обучения и воспитания на основе здоровьесберегающих технологий.
- Создание условий для развития познавательных интересов и творческих возможностей учащихся, реализации гуманитарно-эстетической направленности учебно-воспитательного процесса.
- Создание оптимальных социально-педагогических условий для педагога и ученика.
- Обеспечение управления школой в режиме развития.
- Комплексное применение информационных технологий в учебном процессе, как один из вариантов реализации принципов личностно-ориентированного обучения, создания условий для самообразования и саморазвития.
Основная цель Программы:
Создание эффективно-функционирующей, организационно-педагогической системы школы, обеспечивающей условия личностного развития учащихся и педагогов, сохранение их здоровья.
2. Сущностные характеристики Программы:
- актуальность
- целенаправленность
- адаптированность, ориентация на реальные условия ОУ
- гибкость, подвижность, способность к изменению в новых условиях
- личностная ориентация.
3. Концепция развития.
Концепция как общий образ будущей школы вытекает из анализа социального заказа, анализа существующей в школе ситуации, выявления тех факторов развития, которые имеются в школе на сегодняшний день. К таким факторам можно отнести:
- традиции, наследие школы в обучении, воспитании и развитии;
- достаточно высокий профессиональный потенциал педагогических кадров;
- постоянно совершенствующая материальная база школы;
- имеющиеся современные средства обучения, включая Интернет - технологии.
Таким образом, в своем представлении о том, какой должна быть школа, мы исходим, прежде всего, из признания, что школа - образовательное учреждение, призванное обеспечить образовательные потребности государства, родителей, ребенка. Поэтому необходимо изучение этих потребностей, с одной стороны, и анализ состояния дел и возможностей школы по их удовлетворению, с другой. 4. Информационная справка о школе. Самоанализ.
Наша школа - одна из старейших школ Каширского района. Основана в 1906 году как земская школа. В 1996 году школа отметила свой 90 - летний юбилей. С 1954-55 учебного года школа функционирует как средняя. В настоящее время в школе обучается 98 учащихся в 10 классах-комплектах. Все классы общеобразовательного уровня. В учебный план школы введены предметы, выходящие за рамки базисного учебного плана: введение в историю в 3-4 классах, мировая художественная культура в 6,10-11 классах, экология в 5-11 классах. Вариативная часть плана распределена на групповые консультации, в том числе МХК в 6,11 классе, экология в 8,10 классе, риторика в 5 классе. В школе работает 18 педагогов, из них первой квалификационной категории -3/17%/, второй - 5/30%/. Высшее образование имеют 17 педагогов /89%/. Пять учителей имеют государственные и отраслевые награды. Более 50% имеют педагогический стаж выше 20 лет. Материально-техническая база школы постоянно пополняется. За последние три года приобретены телевизор, ксерокс, сканер, школьная мебель для компьютерного класса. Приобретены новые компьютеры в кол-ве 6 штук, 2 принтера. Ежегодное выполнение образовательной программы и учебного плана школы позволили выполнить государственную функцию школы - обеспечение общего среднего образования, получение учащимися базовых знаний по предметам, предупреждение неуспеваемости, развитие ребенка в процессе обучения. Можно отметить устойчивую положительную динамику в решении этих задач за последние 3 года. Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний за 3 года.
Учебный год Число учащихся на конец года Успеваемость в % Качество знаний в % Число второ-
годниковЧисло отличников по школе Отсев 1-4 кл. 5-9кл. 10-11кл. всего 1-4 кл. 5-9кл. 10-11кл. всего 1-9кл. 10-11кл. 2002-2003 139 100 100 100 100 75 73,5 33 60 --- 9 -- -- 2003-2004 126 100 98 100 99 71 67 60 66 --- 7 1 -- 2004-2005 110 100 97 100 99 82 60 50 65 2 10 1 1 Качество подготовки выпускников за 3 года в %.
-итоговая аттестация учащихся 4 класса.
2002-2003 уч. год 2003-2004 уч. год 2004-2005 уч. год УО КО УО КО УО КО Русский язык 100% 57,1% 100% 57,1% 100% 75,0% Математика 100% 50% 100% 57,1% 100% 87,5% - итоговая аттестация выпускников 9 класса
2002-2003 уч. год 2003-2004 уч. год 2004-2005 уч. год УО КО УО КО УО КО Русский язык 100% 52,6% 96,6% 48,3% 94,4% 33,3% Алгебра 100% 57,9% 96,6% 62,1% 94,4% 27,8% - итоговая аттестация выпускников 11 класса
2002-2003 уч. год 2003-2004 уч. год 2004-2005 уч. год УО КО УО КО УО КО Литература 100% ----- 100% 80% 100% 87,5% Алгебра и
начала анализа100% 33,3% 100% 60% 100% 50% Уровень усвоения образовательных программ за 3 года
(средний балл в соответствии с годовыми отметками,
полученными учащимися каждой ступени)
Предметы
по учебному плану2002-2003
уч. год2003-2004
уч. год2004-2005
уч. год1-4 5-9 10-11 1-4 5-9 10-11 1-4 5-9 10-11 Русский язык 3,9 3,4 3,7 3,9 3,6 3,9 4,2 3,5 3,6 Литература 4,1 4,0 3,6 4,4 3,9 3,9 4,5 3,9 4,0 Французский язык ----- 3,8 3,7 ----- 3,8 4,0 ----- 3,8 3,8 Математика 4,0 4,1 ----- 4,1 3,6 ----- 4,1 3,4 ----- МХК ----- 4,7 4,8 ----- ----- 4,2 ----- ----- ----- История 4,1 3,6 3,6 4,7 3,5 3,9 4,3 3,6 3,7 Обществознание ----- 3,8 3,5 ----- 3,6 3,9 ----- 3,6 3,7 География ----- 3,6 4,4 ----- 3,5 4,1 ----- 3,6 4,0 Биология ----- 3,5 3,4 ----- 3,5 4,2 ----- 3,5 3,6 Экология ----- 3,9 5,5 ----- 3,6 4,7 ----- 4,1 4,9 Краеведение ----- 4,0 ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ИЗО 4,6 4,1 ----- 4,7 4,8 ----- 4,6 4,2 ----- Физика ----- 3,4 3,2 ----- 3,3 3,7 ----- 3,4 3,5 Химия ----- 3,3 3,2 ----- 3,3 3,6 ----- 3,2 3,4 Музыка 4,8 4,7 ----- 4,8 4,4 ----- 4,7 4,2 ----- Алгебра ----- 3,7 3,6 ----- 3,7 4,0 ----- 3,6 4,3 Геометрия ----- 3,6 3,6 ----- 3,7 4,1 ----- 3,6 3,7 Информатика 4,9 ---- 3,0 4,2 ---- 3,8 4,5 ----- 3,7 Трудовое обучение 4,9 4,6 3,0 4,7 4,6 4,4 4,6 4,5 4,3 Черчение ----- 3,8 ----- ----- 4,1 ----- ----- 3,8 ---- Физкультура 4,5 4,4 4,5 4,7 4,2 4,7 4,8 4,4 4,5 ОБЖ ----- 3,9 4,1 ----- 3,9 4,5 ----- 3,9 4,5 Экономика ----- ----- 4,0 ----- ----- 4,5 ----- ----- 4,8 Природоведение 4,2 4,0 ----- 4,3 3,9 ----- 4,4 4,0 ----- Риторика ----- 4,3 ----- ----- 4,2 ----- ----- ----- ----- В 2005 году один выпускник награжден серебряной медалью. Ежегодно более 50% выпускников поступает в ВУЗы. Основу воспитательной работы школы составляет художественно-эстетическая и эколого - краеведческая направленность. Отработка содержания образования нашла свое выражение в программах организации работы учащихся с 1 по 11-й класс: "Мой выбор", "Разговор о правильном питании", "Экология" и другие. В школе работают 10 объединений дополнительного образования. Учащиеся принимают участие в районных и областных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, фестивалях, выставках детского творчества. В школе проводятся интеллектуальные игры. Важным показателем является снижение уровня правонарушений среди учащихся школы. Воспитательная система школы ориентируется на воспитывающий потенциал окружающей школу социально-культурной среды. На протяжении последних лет методическая работа школы строилась по теме "Повышение эффективности педагогического труда учителя". Эта тема проходила через работу педагогического совета, школьные методические объединения учителей начальных классов, русского языка и литературы. Естественно-математических дисциплин, классных руководителей. Педагоги школы постоянно совершенствуют свое педагогическое мастерство через курсовую подготовку, самообразование, работу в РМО. За последние 3 года практически все учителя прошли курсовую переподготовку. В целом методическая работа обеспечивает создание условий для самосовершенствования и повышения квалификации педагогических кадров. Анализ возможностей и результатов деятельности школы за последние 3 года позволяет сделать вывод. Что школа может и должна работать в режиме развития не смотря на сокращение контингента учащихся и педагогов, обеспечивая решение основной задачи - выполнение Закона об образовании и повышении качества учебно-воспитательного процесса. 5. Основные направления совершенствования учебно-воспитательного процесса школы.
- переход на новый Базисный учебный план;
- рациональное сочетание федерального, регионального и школьного компонентов содержания образования;
- соответствие допустимого объема недельной нагрузки возможностям обучающихся, психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям и условиям обучения;
- изменение учебных планов педагогов и образовательных программ в соответствии с государственными стандартами на всех ступенях образования;
- совершенствование системы контроля за качеством образования;
- совершенствование учебно-методического сопровождения УВП;
- медико-социальная и психолого-педагогическая поддержка и коррекция развития учащихся различных групп по уровню учебных возможностей;
- рациональное использование здоровьесберегающих технологий в УВП.
6. Основные направления развития по ступеням образования
Первая ступень- начальная школа, обучение 4-х летнее.
Цель начальной школы: формирование активной личности, владеющей прочной базой ЗУН, умеющей и желающей учиться.
Приоритетные направления работы в начальном звене:
- изучение личности ребенка;
- выявление и развитие его способностей, общеучебных умений и навыков;
- формирование желания и умения учиться, доступных навыков и способов учебной деятельности;
- развитие навыков общения и самостоятельной организации учебного труда;
- формирование достаточного уровня познавательных процессов;
- сохранение и укрепление здоровья;
- ведение индивидуальных карт классным руководителем;
- привитие санитарно
- гигиенических навыков, воспитание сознательного отношения к укреплению здоровья;
- приобщение к общечеловеческому этикету и овладением им;
- обеспечение преемственности с дошкольным учреждением и основной школой.
К моменту окончания начальной школы обязательными являются:
- выполнение государственных стандартов образования;
- сформированность положительного отношения к учебе;
- овладение доступными способами и навыками освоения учебной программ;
- воспитание таких нравственных качеств, как доброта, забота, милосердие, уважение.
Учебный план включает в себя базовый компонент образовательной программы, с 3-го класса изучается введение в историю, вариативная часть распределяется на групповые консультации. Вторая ступень - основная школа.
Цель основной школы: получение всеми учащимися знаний по предметам учебного плана основной школы, создать базу для обучения на 3 ступени обучения.
Приобретенные направления работы в основной школе:
- формирование прочных, устойчивых знаний основ наук;
- повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных особенностей;
- формирование коммуникативных и начало формирования рефлексивных навыков;
- углубление внутренней дифференциации обучения;
- формирование навыков самообразования;
- диагностика выбора будущей сферы деятельности, путей самореализации;
- сохранение и укрепление здоровья ребенка, закладывание основ здорового образа жизни детей;
- развитие активности во всех сферах жизни;
- формирование чувства долга перед семьей, школой, Родиной;
- работа классного руководителя с индивидуальной картой развития учащихся совместно с учителями
- предметниками, родителями.
Учебный план включает в себя базовый компонент образовательной программы, предусматривается включение предметов, определяющих гуманитарно-эстетическую направленность образования:
- МХК с 5 класса;
- краеведение -8-9 классы;
- обществознание -8-11 классы;
- граждановедение -5-7 классы;
- экология -с 5 класс;
- информатика с 5 класса.
Третья ступень - средняя школа.
Цель средней школы: приобретение учащимися фундаментальных ЗУН, подготовка к сознательному выбору профессии, к самостоятельной жизни.
Приоритетные направления работы в средней школе:
- формирование потребности и способности к самостоятельному добыванию знаний, умения использовать современные образовательные технологии, в том числе информационные;
- психолого
- педагогическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, к сознательному выбору профессии;
- совершенствование лекционно
- семинарской и зачетной систем обучения;
- развитие межпредметных связей на основе курса информатики;
- формирование и отстаивание своей жизненной позиции;
- приобщение к основным духовным ценностям;
- завершение работы классных руководителей с индивидуальной картой развития учащихся.
Учебный план школы включает в себя обязательный базовый уровень образовательной программы. Предусматривается:
- включение индивидуальных, групповых консультаций, элективных курсов, помогающих подготовке к продолжению образования;
- введение предметов экология, экономика;
- продолжение курса МХК;
- расширение изучение некоторых учебных дисциплин по запросам старшеклассников.
В итоге должны быть обеспечены: усвоение государственных стандартов образования, приобретение знаний для продолжения образования, профессиональная ориентация, социализация выпускника, сохранение и укрепление здоровья, воспитание гражданской и правильной нравственной позиции. 7. План действий по реализации Программы.
№ п/п Основные мероприятия Сроки 1. Сохранение и развитие действующей системы образования в школе.
Обеспечить сохранение единой системы образования с целью получения среднего общего (полного) образования с учетом запросов учащихся и социального заказа.До 2010г. 2. Изучение социального заказа государства, родителей. Ежегодно 3. Внедрить систему компьютерного обеспечения деятельности школы. 2005-2006
уч. год4. Внедрить в УВП здоровьесберегающие технологии. 2005-2006
уч. годОбновление содержания образования 1. Переход на новый базисный учебный план. 2006-2007уч. год 2. Разработать учебные планы, включающие курсы, выходящие за рамки базисного плана. По мере внедрения курсов. 3. Разработать календарно-тематическое планирование по новым курсам. По мере внедрении курсов. 4. Организовать разработку и внедрение индивидуальных карт развития ребенка на период действия программы. 2007-2008 уч. год 5. Сформировать банк данных о переводом педагогическом опыте в метод. кабинете школы. 2009-2009 уч.год 6. Разработать программу преемственности образования на каждой ступени развития. 2006-2007 уч. год 7. Обеспечить выполнение задач личностно-ориентированного обучения, развития творческого потенциала учащихся, повышения познавательной активности учащихся. Постоянно Методическая работа. 1. Разработать план работы школы по научно-методической теме "Современный урок и его роль в развитии интеллектуальных способностей учащихся". С 2005-2006 уч. год 2. Разработка программы постепенного перевода метод. деятельности учителей в исследовательскую, экспериментальную по теме: "Развитие познавательной активности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода в УВП" 2007-2008 уч. год 3. Разработать перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов и обеспечить его выполнение. 2005-2006 уч. год 4. Непрерывно совершенствовать структуру и содержание методической работы. Постоянно до 2010г. 8.Ресурсное обеспечение выполнения Программы.
1. Нормативно - правовое:
- формирование пакета комплексно - целевых программ;
- при необходимости - внесение изменений в Устав школы;
- формирование и утверждение пакета документов экспериментальной работы по теме: "Развитие познавательной активности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода в УВП".
2. Программно-методическое:
- формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение на всех ступенях образования;
- разработка календарно-тематического планирования в соответствии с государственными стандартами и программами;
- создание программы и плана экспериментальной работы;
- разработка программ и рекомендаций по работе с индивидуальными картами развития учащихся.
3. Информационное:
- информирование учителей, родителей, учащихся о характере преобразований в школе;
- получение новой информации распространяемой в сфере образования с использованием Интернет - технологий.
4. Мотивационное:
- разработать способы стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения);
- усилить мотивационную работу среди учителей, родителей, учащихся о необходимости внедрения преобразований в школе.
5. Организационное:
- составление планов, расписаний, графиков необходимых для организации работы;
- обучение учителей на курсах;
- подготовка условий для реализации Программы развития.
7. Материально - техническое:
- произвести капитальный ремонт школы:
- компьютерного класса;
- осветительной арматуры по кабинетам и помещениям;
- ремонт полов с устройством линолеума;
- замена оконных блоков;
- ремонт систем отопления, водоснабжения, канализации;
- косметический ремонт помещений школы;
- установка металлического ограждения.
- обеспечение учебных кабинетов новой мебелью;
- сохранение системы internet - связи;
- приобретение наглядных пособий, оборудования для учебных кабинетов;
- оснащение спортивного зала спортинвентарем и оборудованием;
- пополнение фонда библиотеки учебниками, методической и художественной литературой.
9. Управление процессом реализации Программы
Функции управления Содержание деятельности 1. Мотивационно-целевая Определение целей совместно с педсоветом, методсоветом и т.д. по деятельности коллектива и отдельных учителей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе. 2. Организационно-исполнительская Организация выполнения учебного плана, программы, осуществление повышения квалификации преподавателей, их аттестация, обобщение ППО. 3. Планово-прогностическая Прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива. 4. Информационно-аналитическая Формирование банка данных о переводном педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д. научно-методического материала о состоянии работы в школе. 5. Регулятивно - коррекционная Обеспечение поддержания системы УВП в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе; корректировка Программы в соответствии с неизбежными изменениями. 6. Контрольно- оценочная. Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений УВП в соответствии с Программой. 10. Организация и контроль за выполнением Программы.
Координация и контроль за выполнением Программы осуществляет администрация и педагогический совет:
- анализ хода выполнения плана, действий по реализации Программы и внесение предложение на педагогический совет его коррекции;
- информационное и методическое обеспечение реализации программы;
- тематический, текущий, персональный контроль за деятельностью учителей и учащихся.
Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического совета. Программа принята на заседании педагогического совета 30 августа 2005 года. Протокол №1