Звезды на крыльях
Илье Павловскому шел восемнадцатый год, когда началась Великая Отечественная война. Жил он в то время и работал на станции Пурлово.
На другой же день после нападения фашистских захватчиков на нашу Родину пришел Илья в райвоенкомат, с трудом пробился к военкому и стал проситься добровольцем на фронт.
- Товарищ военком, я окончил аэроклуб, могу летать. Мне совсем немного подучиться, и я буду бить фашистских стервятников...
Военком окинул взглядом крепкую коренастую фигуру паренька, подумал и ответил:
- Ты же только что сказал, что тебе нет еще восемнадцати. Подожди, придет и твой час, а пока работай. Сейчас в тылу будет не легче, чем на фронте.
Только через год Илья Павловский был направлен в авиационное училище.
Преподаватели удивлялись энергии, настойчивости и трудолюбию молодого курсанта, его умению разбираться в сложных вопросах теории.
Илья твердо усвоил правило, что победа в воздухе куется на земле. Особенно полюбилось ему штурманское дело. Часами мог сидеть над картами, изучая обстановку, производя сложные расчеты. Пригодились и знания, полученные в аэроклубе.
И вот окончено училище. Позади месяц напряженной учебы. Впереди - схватки с врагом, воздушные бои, борьба, требующая отдачи всех моральных и физических сил.
Летчики боевой истребительной эскадрильи, куда был направлен Илья Павловский, помогли ему быстро войти в курс боевой обстановки. Боевое крещение принял он в конце 1942 года в ходе ожесточенной битвы на Волге.
Первое декабря 1942 года. В воздухе - четверка краснозвездных истребителей. Один из них ведет младший лейтенант Павловский. В районе Усть Хоперска ведущий заметил 12 фашистских бомбардировщиков, которые шли на бомбежку передовых позиций наших войск. Советские летчики смело вступили в бой, дрались напористо и сбили трех "юнкерсов". Ни одна бомба не упала на окопы наших пехотинцев. А в летную книжку Ильи Павловского была вписана первая победа.
От боя к бою росло мастерство, накапливался опыт. Очень скоро Илья стал одним из лучших летчиков эскадрильи. Ему стали доверять водить группу самолетов, а летом 1943 года его назначили заместителем командира эскадрильи.
Илья Михайлович хорошо усвоил суворовское правило: воюют не числом, а уменьем. Личным примером в боях с численно превосходящим противником он увлекал своих ведомых на подвиги.
Вечером 21 июля 1943 года шестерка истребителей, ведомая капитаном Павловским, вылетела на прикрытие наземных войск в районе Красный Шахтер - Каменка.
Вот и заданное место. В воздухе спокойно. Но проходит несколько минут, и в шлемофоне звучит голос офицера наземной
станции наведения:
- Орел-3, Орел-3. С юга идут две группы вражеских бомбардировщиков. Повторяю: с юга двумя группами идет больше сорока "юнкерсов". Атакуйте, атакуйте!
Павловский резко разворачивает и с набором высоты ведет свою шестерку навстречу врагу. Через несколько минут показалась группа из 30 самолетов "Юнкерс-87" и "Хеншель-123". Справа и чуть сзади на расстоянии двух-трех километров шла еще группа из двадцати "Юнкерсов-88". Обе группы вражеских бомбардировщиков прикрывались 12 немецкими истребителями. Итак, шесть против шестидесяти! Огромное численное превосходство врага не смутило наших соколов. С хода вступили они в неравный воздушный бой, смело атакуя бомбардировщиков и сковывая истребителей. Внезапность и напористость, помноженные на высокое боевое мастерство, решили исход боя. Шесть советских летчиков в этом бою сбили восемь вражеских машин, не дали произвести прицельного бомбометания по нашим наземным войскам, а часть бомбардировщиков противника сбросила бомбовый груз на свои войска. В этом воздушном бою капитан Павловский лично сбил двух "юнкерсов".
Часто командование посылало Илью Михайловича на разведку. Выполняя эти ответственные задания, он проявил себя талантливым, тактически грамотным разведчиком. Даже при полетах на прикрытие наземных войск и на сопровождение штурмовиков он не забывал о разведке.
22 августа 1943 года, прикрывая наступающую пехоту, Павловский заметил колонну вражеских танков. В боевом порядке те двигались к переднему краю. Летчик быстро переключил рацию.
- Река-37, Река-37. Я - Орел-3, я - Орел-3. В семи километрах южнее Долгенькой заметил до сорока танков противника. Идут к переднему краю. Дайте огонька! Дайте огонька!
И когда заговорила советская артиллерия, капитан Павловский с воздуха умело корректировал ведение огня. Пять вражеских танков были сожжены и подбиты, а остальные повернули обратно. Атака противника сорвалась.
Образцы исключительной силы воли, боевого мастерства и умения показал Илья Михайлович при освобождении Венгрии. Только в воздушных боях в районе Будапешта им было сбито шесть самолетов противника.
Всего за годы войны Илья Павловский произвел 375 успешных боевых вылетов, провел 95 воздушных боев, сбил лично 22 и в группе 8 самолетов противника. На его боевой машине было нарисовано 30 красных звезд - число сбитых им вражеских самолетов.
Родина высоко оценила боевые заслуги нашего земляка. Илье Михайловичу Павловскому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
Кроме Звезды Героя и ордена Ленина, на груди Ильи Михайловича - три ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны первой и второй степени, три ордена Красной Звезды и шесть медалей.
С 1974 года полковник Павловский в запасе. Работал инспектором Севастопольского горисполкома. Умер в 1982 году.
|